Решение проблемы захоронения отходов. Часть III.

Концепция CARE может быть приспособлена для хранения использованного топлива. В этом случае бочкообразные контейнеры (cask) будут подобны транспортным контейнерам (shipping cask), за исключением того, что экранирующий слой, необходимый вследствие более высокого уровня теплового и радиоактивного излучения, можно будет делать съемным и снимать с контейнеров перед тем, как карстовая полость будет засыпана и герметически закрыта.

Однако когда речь идет об использованном топливе, то его извлечение из хранилища является весьма вероятным, а не просто теоретически возможным (как в случае с отходами), поскольку оно представляет собой значительный потенциальный запас топлива (который может быть использован благодаря его переработке), в то время как высокорадиоактивные отходы в остеклованном виде подобным ресурсом не являются. Кроме того, к использованному топливу будет необходимо обеспечить удобный доступ, требующийся для инспекций в рамках международных гарантий. Материал для окончательной засыпки пустот может включать в свой состав обедненный уран, если он в тот период (через 300 лет) будет считаться отходом.

В 2004 г. Министерство экономики, торговли и промышленности (METI) произвело оценку затрат на переработку использованного топлива, на повторное использование содержащихся в нем делящихся материалов и на проведение работ со всеми видами отходов в течение 80 лет, начиная с 2005 г. Комитет по электроиндустрии (Electricity Industry Committee) министерства METI организовал проведение исследования, в котором основное внимание было уделено переработке использованного топлива и изготовлению смесевого оксидного топлива, включая затраты на снятие соответствующего оборудования с эксплуатации (но не включая затраты на снятие с эксплуатации энергетических реакторов).

Сумма всех затрат за 80 лет достигла величины примерно в 19 трлн иен, что повышает стоимость одного киловатт-часа почти на 1 иену (0,9 цента США), при учетной ставке в 3%. Примерно одна треть этих затрат все еще может быть вызвана применением незамкнутого (однократного, once-through) топливного цикла, а также ростом затрат на утилизацию высокорадиоактивных отходов и на обеспечение поставок урана. Однако в основе политики Японии лежат соображения обеспечения энергетической безопасности, а не чисто экономические критерии.

Организационная структура финансирования, имеющего отношение к высокорадиоактивным отходам, была изменена в октябре 2005 г. в соответствии с новым законом о завершающем этапе ядерного цикла (Back-еnd Law), согласно которому был учрежден Центр исследований и финансирования управления радиоактивными отходами (Radioactive Waste Management Funding and Research Centre – RWMC), который становится независимым органом управления финансовыми средствами. Все резервы, находящиеся в распоряжении электрогенерирующих компаний будет перердаватьмя в этот Центр, а компании будут получать финансирование в объеме, необходимом для переработки использованного топлива.