Решение проблемы захоронения отходов. Часть I.

Для решения проблемы захоронения высокорадиоактивных отходов в 1995 г. в Rokkasho-mura открылось первое в Японии временное (промежуточное) хранилище отходов данного типа. В том же году поступила и первая партия остеклованных высокорадиоактивных отходов из Европы (это были отходы переработки японского реакторного топлива). Последняя из двенадцати партий отходов из Франции была получена в 2007 г. Поставки из Великобритании начнутся в 2008 г.

В 2005 г. электрогенерирующие компании TEPCO и JAPC, владеющие атомными электростанциями, объявили о намерении организовать в Mutsu Центр хранения перерабатываемого реакторного топлива (Recyclable Fuel Storage Centre) емкостью 5000 т. Его деятельность начнется в 2010 г., и там будет обеспечиваться временное хранение в течение срока длительностью до 50 лет, прежде чем использованное топливо будет подвергнуто переработке.

В мае 2000 г. парламент Японии принял Закон об окончательной утилизации некоторых конкретных видов радиоактивных отходов, кратко называемый Законом об окончательной утилизации (Law on Final Disposal of Specified Radioactive Waste – "Final Disposal Law"), который обязывает осуществлять утилизацию (размещение) высокорадиоактивных отходов в глубине геологических структур (при этом высокорадиоактивными отходами называются отходы, получаемые в результате переработки использованного реакторного топлива, и эти отходы должны быть только в остеклованном виде).

В соответствии с указанным законом в октябре 2000 г. частным сектором была учреждения Организация по управлению ядерными отходами (Nuclear Waste Management Organization – NUMO), призванная содействовать реализации планов утилизации отходов. Содействие будет осуществляться, в частности, путем выбора места захоронения, демонстрации на этом объекте необходимых технологий, получения лицензии, осуществления строительства, проведения эксплуатации хранилища, осуществления контролируемого хранения, допускающего обратное извлечение отходов, в течение 50 лет и закрытия хранилища. Предполагается, что к 2020 г. накопится примерно 40 000 контейнеров с остеклованными высокорадиоактивными отходами, нуждающимися в утилизации – это все отходы, которые к тому времени образуются в результате работы японских атомных электростанций.

Организация NUMO приступила к осуществлению открытого процесса подачи запросов с целью поиска места будущего хранилища, и к 2007 г. она должна была из общего числа предложений составить короткий список потенциально пригодных мест. Многообещающие места будут подвергнуты детальному обследованию к 2012 г. Третий этап должен к 2025 г. закончиться выбором места размещения хранилища.

Начало деятельности хранилища ожидается примерно в 2035 г., а необходимые для его строительства 3 000 млрд иен (28 млрд долл.) будут покрыты средствами, накопленными путем отчисления 0,2 иены с каждого киловатт-часа электроэнергии. Эти средства будут отбираться у электрогенерирующих компаний (а следовательно, у потребителей) и переводиться на счет организации NUMO. Эта сумма не включает в себя никаких финансовых компенсаций, которые правительство страны может выплачивать местным общинам.

В середине 2007 г. в Японии был принят дополнительный закон об утилизации отходов, в котором утверждается, что окончательная утилизация является наиболее важной проблемой в рамках постепенно осуществляемой ядерной политики. Закон призывает правительство взять на себя инициативу в том, чтобы помочь общественности в общенациональном масштабе понять и принять необходимость решения данной проблемы, для чего содействовать повышению технической безопасности и процессу регионального развития с тем, чтобы добиться того, что место окончательной утилизации отходов будет выбрано со всей определенностью и без задержек.

Закон призывает также совершенствовать технологии утилизации в сотрудничестве с другими странами, пересматривать в случае необходимости документы, регламентирующие обеспечение технической безопасности, и предпринимать меры, направленные на восстановление доверия общественности, для чего, например, установить более эффективную систему инспекций с целью предотвратить появление фальсифицированных данных или вообще сокрытие информации.