«Комплекс-2030»: инфраструктура ядерных вооружений будущего, способная реагировать

В своем выступлении перед членами подкомитета по стратегическим силам комитета палаты представителей по делам вооруженных сил в апреле 2006 г. Т. Д’Агостино, в то время заместитель руководителя Управления NNSA по оборонным программам, описал «Комплекс-2030» как принятый в NNSA сценарий планирования инфраструктуры, согласно которому будет создана основа для планирования мероприятий, требуемых для возрождения, модернизации и сокращения масштабов ядерного оружейного комплекса США с тем, чтобы он мог эффективно играть свою роль в обеспечении ядерного сдерживания в будущем. По словам Т. Д’Агостино, в составе «Комплекса-2030» лежат четыре стратегии:

– в партнерстве с министерством обороны произвести трансформацию ядерного арсенала посредством разработки нового боезаряда RRW, ремонта ограниченного числа боезарядов конструкций, оставшихся в наследство от прошлого, и ускоренного демонтажа остальной части арсенала времен «холодной войны»;
– трансформировать ядерный оружейный комплекс, произведя его модернизацию и добившись, чтобы он удовлетворял критерию «стоимость-эффективность»;
– создать полностью интегрированный взаимозависимый ядерный оружейный комплекс;
– способствовать развитию научной и технологической базы, существенно важной для обеспечения национальной безопасности на долгосрочную перспективу.

Вышеперечисленные стратегии предполагается дополнить выполнением взятого на ближайшее будущее обязательства обеспечить доверие к процессу трансформации, для чего «добиваться, чтобы работа реально выполнялась».

Разработанный управление NNSA сценарий создания «Комплекса-2030» не предусматривает ни комплекса времен «холодной войны», ни комплекса, существующего в настоящее время. Установки, операции и материалы будут сосредоточены. Будет существовать меньше объектов и меньше мест на этих объектах, где будут находиться большие количества специальных ядерных материалов. Как следствие, площадь, занимаемая на земле комплексом в целом и зонами, требующими высокой степени защиты от несанкционированных действий, в частности будет существенно сокращена. «Комплекс-2030» будет включать в себя модернизированные производственные центры, использующие самые совершенные методы работы, для проведения операций с плутонием, ураном и тритием, а также для осуществления сборки и демонтажа боезарядов.

Основные научные средства будут эксплуатироваться как национальные объекты, используемые одновременно или поочередно целым рядом конкретных пользователей. Приобретение неядерных компонентов из внешних источников поставок будет доведено до максимально возможной степени, а для изготовления компонентов, которые не могут быть получены из внешних источников, будет построено новое предприятие, на котором производство будет осуществляться самыми современными способами без излишних затрат. Ожидается, что «Комплекс-2030» будет полностью интегрирован и взаимозависимым, в нем будет увеличено число случаев применения единообразных способов ведения дел и унифицированных технических процессов, а также будет сокращено число контрактов, причем остающиеся контракты также в максимально возможной степени будут заключаться в стандартной форме.

Предполагается достичь более высокой эффективности системы закупки продуктов и услуг за счет использования центра управления цепями поставок, охватывающего весь комплекс. Наконец, как ожидают американские эксперты, «Комплекс-2030» будет характеризоваться такой культурой, которая позволит управлять рисками за счет «линейной ответственности в процессе управления» (line management responsibility) и такого способа выработки решений, который будет эффективно уравновешивать требуемые материальные результаты выполнения программ, эксплуатацию объектов и сопутствующие риски.

Американские специалисты считают, что в рамках «Комплекс-2030» станет реально ядерная оружейная инфраструктура с более высокой способностью реагировать на меняющуюся ситуацию, при этом сохранится возможность выполнения обязательств, действующих в настоящее время. Трансформацию ядерного оружейного комплекса предполагается осуществить таким образом, который, по возможности, не должен создавать впечатления, что трансформация является провокационным расширением ядерного потенциала США, проводимым в то время, когда президент страны демонстрирует свою приверженность достижению убедительного сдерживания при как можно более низком уровне ядерных вооружений, способном обеспечить потребности национальной безопасности США.

Такие меры, как формирование инфраструктуры, способной реагировать на меняющуюся ситуацию, способствуя тем самым сокращению численности вооружений в активном арсенале, разработка боезаряда RRW, снижающего риск появления необходимости проведения подземных ядерных испытаний, и ускорение демонтажа боезарядов, снятых с вооружения, американские аналитики рассматривают как жизненно важные элементы пути к созданию «Комплекса-2030».

Американские аналитики прогнозируют, что в течение следующих нескольких лет о программах сопровождения ядерного арсенала и создания «Комплекса-2030» будут судить не только по их успехам в продолжении усилий, направленных на поддержание боеспособности ядерного арсенала, но и по успехам усилий, направленных на планирование и осуществление трансформации к ядерной оружейной инфраструктуре, способной реагировать на меняющуюся ситуации. Под «способностью реагировать» понимается быстрота, с которой элементы ядерного оружейного комплекса могут реагировать на непредвиденные события, такие как технические проблемы в ядерном арсенале или возникновение новой угрозы, а также способность предвидеть и принимать контрмеры против новшеств, применяемых противником, прежде, чем вышеупомянутые события приведет к существенному снижению потенциала ядерного сдерживания.

В число элементов инфраструктуры, способной реагировать на меняющуюся ситуацию, американские специалисты включают персонал, научно-техническую базу, производственные мощности и оборудование, способные обеспечить функционирование ядерного оружейного комплекса нужных масштабов, а также удобную в применении и достаточно простую и понятную практику ведения деловой активности, которая позволила бы комплексу быстро и гибко реагировать на возникающие потребности.

Управление NNSA провело работу в тесном сотрудничестве с министерством обороны США и видами вооруженных сил с тем, чтобы определить задачи, решение которых гарантировало бы, что «Комплекс-2030» способен реагировать на меняющуюся ситуацию. Говоря более конкретно, способная к реагированию инфраструктура, подведомственная управлению NNSA, должна обладать подтвержденными и поддающимися демонстрации способностями своевременно удовлетворять следующие потребности министерства обороны:

– выявлять, понимать и устранять проблемы, возникающие в арсенале, и делать это в сроки, позволяющие продолжать сохранять уверенность в надежности и технической безопасности арсенала;
– осуществлять демонтаж ядерных боезарядов темпами, согласующимися с политическими требованиями;
– обеспечивать наличие боезарядов, готовых к тому, чтобы за их счет можно было нарастить численность вооруженных сил, развернутых на боевых позициях, и сделать это в сроки, обеспечивающие удовлетворение потребностей министерства обороны;
– проектировать, разрабатывать, сертифицировать и изготавливать первые серийные образцы отремонтированных боезарядов или зарядов, предназначенных для замены существующего арсенала, и делать это с такой частотой, которая одновременно обеспечивала бы сохранение боеспособности ядерного арсенала и позволяла бы применить на практике средства обеспечивающей инфраструктуры и критически важные навыки работы персонала;
– совершенствовать способности проектировать, разрабатывать, сертифицировать и изготовлять серийные образцы новых или адаптированных боезарядов в случае возникновения новых военных потребностей;
– своевременно изготавливать требуемые количества ядерных зарядов для удовлетворения военных потребностей;
– демонстрировать свою компетентность в ядерной сфере, что вселяло бы уверенность в союзников, стимулировало бы противников к отказу от агрессивных намерений в отношении США и предотвращало бы появление нежелательных технологических сюрпризов;
– сохранять готовность к проведению подземных ядерных испытаний;
– гарантировать сохранение возможности экономического поддержания функционирования ядерного оружейного комплекса.

Ключевые теги: Комплекс-2030 NNSA RRW