Бомбардировщики и бомбардировочные вооружения. Часть I.

В США для выполнения боевых задач с применением ядерного оружия имеются два типа бомбардировщиков большой дальности: В-2А spirit и И-52Н Stratofortress. Самолеты B-52Н размещены на базах ВВс Барксдейл (Barksdale) в штате Луизиана и Майнот (Minot) в штате Северная Дакота; самолеты В-2А размещены на базе Уайтмен (Whiteman) в штате Миссури.

Бомбардировщики В-52 способны доставлять к целям крылатые ракеты, свободнопадающие («гравитационные») бомбы или сочетание этих видов оружия. Самолеты В-2 являются носителями только авиабомб. Перед обоими типами бомбардировщиков ставятся также задачи с применением обычных вооружений.
Ни один из бомбардировщиков в настоящее время не поддерживается в состоянии повседневной готовности, в которой они находились в период «холодной войны», однако уровень боеготовности был повышен после того, как недавно перед крыльями бомбардировочной авиации были поставлены задачи, связанные с нанесением глобального удара.

Так, например, в октябре 2004 г. американские ВВС выпустили в полет с базы Барксдейл 13 бомбардировщиков В-52 почти одновременно, когда самолеты взлетали друг за другом с минимальнымти интервалами, составлявшими одну минуту или даже меньше. Командующий 8-й дивизии ВВс (8th Air Force) заявил в октябре 2005 г. представителям выходящей в Шривпорте (Shreveport) газеты Times, что ВВс в настоящее время фактически находятся в таком состоянии боеготовности, которое позволяет планировать и осуществлять глобальные удары по заданиям Стратегического командования.

В 2003 г. были завершены мероприятия по модернизации, которые длились пять лет и позволили бомбардировщику В-2 нести сочетание ядерных бомб В61 иВ83, а также различные виды обычных вооружений. самолеты В-2 в настоящее время уже способны производить некоторые изменения в выборе целей в ходе полета, однако специалисты ВВС производят замену установленных на их борту ультравысокочастотных (UHF) и очень высоко частотных (VHF) радиостанций, а также спутниковых систем связи на новую систему, которая позволит экипажам поддерживать голосовую связь и передачу данных за пределами прямой видимости (beyond - line - of - sight - BLOS), а также полностью пересматривать планы выполнения боевых задач в ходе полета к целям.

На самолеты будет дополнительно установлена спутниковая система чрезвычайно высокочастотной связи (extremely high frequency - EHF), которая обеспечит гарантию поддержания защищенной от подслушивания связи за пределами прямой видимости для экипажей бомбардировщиков при выполнении ими боевых задач с применением ядерного оружия. Кроме того, специалисты ВВС производят оснащение всех бомбардировщиков В-2 новым внешним покрытием, известным как «заменяющий высокочастотный материал» (alternate figh - frequency material), который должен повысить степень малозаметности бомбардировщиков и упростить их техобслуживание. Данную программу намечено завершить к 2011 г.

В 2005 г. специалисты ВВС начали установку на бомбардировщики В-52Н оборудования «для усовершенствования авионики в середине срока боевой эксплуатации самолета» (avionics Midlife Improvement - AMI). Цель работ состоит в усовершенствовании навигационного оборудования самолета и его способности доставлять к целям ядерное оружие. Установку указанного оборудования на все бомбардировщики намечено завершить к сентябрю 2008 г. Кроме того, технические специалисты произведут замену имеющейся на бомбардировщике системы спутниковой связи на чрезвычайно высокочастотную EHF радиостанцию, которая позволит улучшить условия поддержания связи (connectivity) для экипажей при реализации сценариев, предусматривающих нанесение ядерных ударов.