Подводные лодки. Часть II.

По сведениям, имеющимся у американских аналитиков, в настоящее время осуществляется не менее четырех важных программ усовершенствований, имеющих отношение к ракетам Trident II D5. Первой из них является программа продления срока боевой эксплуатации (Life extension Program - LEP) ядерных зарядов W76, которая приведет к значительному повышению боевых возможностей данной системы оружия. Оснащение боеголовки Мк-4, несущей заряд W76, новой подсистемой предохранения и взведения взрывателя (arming and fuzing subsystem) MC4700 впервые обеспечит возможность осуществления наземного взрыва заряда W76 мощностью 100 кт, что позволит увеличить число типов целей, которые могут быть уничтожены.

Модифицированный ядерный заряд W76, мощность которого, по свидетельству доклада, опубликованного в июле 2005 г. в издающейся в г. Санта-Фе газете New Mexican, может быть снижена примерно на 40% до 60 кт, получил обозначение W76 Mod 1 (или W76-1), а несущая его боеголовка стала называться Мк-4А.

Специалисты ВМС ведут работы, касающиеся второго усовершенствования данной системы оружия и имеющие целью оснастить боеголовки приемниками сигналов спутниковой глобальной системы определения координат (Global Positioning system - GPS) с тем, чтобы повысить точность наведения. В 2004 г. конгресс отказался профинансировать программу «боеголовка повышенной эффективности» (enhanced effectiveness - E2 - Reentry Body), которая должна была бы обеспечить указанную возможность. Отказ был вызван озабоченностью, которая объяснялась тем, что придание боеголовкам ракет морского базирования (БРПЛ) такой точности, которую обеспечивает система GPS, может привести к появлению на подводных лодках малогабаритных малошумных ядерных зарядов («мини-ньюков»).

Тем не менее, ВМС способствуют выполнению программ повышения точности ракет, используя другие источники финансирования. Одна из программ имеет целью оснащение боеголовок трехосной системой аэродинамических рулевых поверхностей (three-axis flap system), которая направляла бы полет боеголовки в ходе ее снижения в направлении к заданной цели. Боеголовка при этом фактически становится маневрирующей. В марте 2005 г. с борта подводной лодки Tennessee был произведен пуск ракеты Trident II D5, которая несла боеголовку без боезаряда, которая была оснащена трехосной системой аэродинамических рулей и приемником сигналов системы GPS. Один из адмиралов ВМС, принимавший участие в проведении испытания, сообщил о том, что он в течение всего полета принимал сигналы системы GPS и мог управлять («рулить») полетом боеголовки. Американские аналитики считают данное испытание важным еще и потому, что траектория полета данной ракеты, имевшая длину всего 2200 км, была, по свидетельству упомянутого адмирала, самой короткой из всех, когда-либо преодоленных американскими ПЛАРБ. Боеголовка ракеты достигла своей цели всего через 12-13 минут после пуска.

Третья программа модернизации предусматривает усовершенствование существующей системы наведения Мк-6 и продление срока ее эксплуатации. Планируется, что система Мк-6LE (с продленным сроком эксплуатации – life extension) начнет применяться в 2013 г. и просуществует до 2042 г. Четвертая модернизация заключается в ремонте твердотопливных двигателей ракет Trident II D5. Министерство обороны заключило с компанией Allian Techsystems контракт стоимостью 71,5 млн долл. Изготовление новых твердотопливных двигательных систем для всех трех ступеней ракет D5. Срок действия контракта – до 2007 г. включительно.

ВМС США продолжают осуществлять закупки ракет Trident II D5. В дополнение к уже закупленным 408 ракетам был сделан запрос на приобретение дополнительных пяти ракет в 2005 г. Официальные лица ВМС приняли решение о продлении производства ракет до 2013 г. включительно и увеличили суммарное число уже закупленных и подлежащих закупке ракет с 453 до 561, что потребует дополнительных расходов в сумме 12,2 млрд долл. Общая стоимость данной программы достигла к настоящему времени 37 млрд долл., или 66 млн долл. В расчете на одну ракету. Для того, чтобы сохранить ракеты D5 в боевой эксплуатации до 2042 г. включительно (до окончания продленного срока боевой эксплуатации ПЛАРБ класса Ohio), специалисты ВМС произведут усовершенствование существующих ракет до уровня нового варианта, получившего обозначение D5LE.

В 2003 г. конгресс включил в бюджет 416 млн долл. На модернизацию ракет D5. В любой момент времени 336 ракет Trident II D5 будут стоять на вооружении 14 американских атомных подводных лодок-ракетоносцев (в это число входят два комплекса ракет для двух ПЛАРБ, которые в любой момент времени будут находиться в ремонте), 58 ракет будут выделены Великобритании для оснащения принадлежащих ей ПЛАРБ, а остальные можно будет использовать для проведения испытаний.

У американских аналитиков создалось впечатление, что ВМС, по-видимому, отказались от планов придать своим новым баллистическим ракетам промежуточной дальности, базирующимся на подводных лодках (submarine - launched intermediate - range ballistic missile - SLIRBM), «двойной» способности нести как ядерные, так и обычные вооружения. Отказ был сделан в пользу разработки только обычных боеголовок для этих ракет. Министерство обороны заключило в июле 2005 г. рассчитанный на 16 месяцев контракт стоимостью 9,2 млн долл. с компанией Lockheed Martin на демонстрацию и подтверждение обоснованности технологий изготовления ракетных двигателей для двухступенчатой конструкции ракет SLIRBM. Данная программа предусматривает установку нескольких ракет SLIRBM в одну шахтную пусковую установку подводных лодок SSGN, и эти ракеты станут вторым видом оружия для нанесения ударов обычными боезарядами в дополнение к крылатым ракетам Tomahawk морского базирования, которыми в настоящее время предполагается оснастить указанные лодки. Ракеты SLIRBM создаются для высокоточной доставки обычных боезарядов к целям, находящимся на расстоянии свыше 1779 км, через 10-15 минут после пуска ракеты.

После более чем 11-летнего затишья ВМС США возобновили проведение летных испытаний БРПЛ в Тихом океане. В ноябре 2004 г. подводная лодка Nevada произвела пуск двух ракет Trident II D5 в направлении Тихоокеанского ракетного полигона (Pacific Missile Range). Кроме того, в марте 2005 г. с борта лодки Tennessee был произведен испытательный пуск ракеты в Атлантическом океане, а в октябре того же года также в Атлантике пуск ракеты D5 был произведен лодкой Vanguard Королевских ВМС Великобритании. Зная о предстоящем проведении летных испытаний в акваториях обоих океанов, представители ВМС при содействии специалистов Лаборатории прикладной физики им. Дж. Хопкинса (Johns Hopkins Applied Physics Laboratory) переоборудовали два стандартных контейнера размером 2,4 х 12 м (8 х 40 футов) в вагончики, оснащенные оборудованием для обработки и анализа данных, получаемых во время испытательных пусков.

Ключевые теги: ПЛАРБ LEP