Существующая инфраструктура ядерных вооружений США

Существующий в настоящее время ядерный оружейный комплекс США состоит из восьми географически рассредоточенных объектов, которые вместе взятые и образуют научно-исследовательские, проектно-конструк-торские и производственные возможности комплекса. В их число входят три лаборатории, занятые разработкой ядерных вооружений: Лос-Аламосская национальная лаборатория (Los Alamos National Laboratory – LANL), Ливерморская национальная лаборатория им. Лоуренса (Lawrence Livermore National Laboratory – LLNL) и комплекс Сандийских национальных лабораторий (Sandia National Laboratories – SNL).

Кроме того, многочисленные мероприятия по исследованиям и разработкам, включая проведение субкритических экспериментов, выполняются на Невадском испытательном полигоне (Nevada Test Site – NTS). Производственный комплекс, который подвергся существенному сокращению в масштабах после окончания «холодной войны», состоит из следующих объектов, каждый из которых является единственным в своем роде:

– комплекс Y-12 по обеспечению национальной безопасности (Y-12 National Security Complex) ведет работы с урановыми и другими компонентами вооружений;
– завод «Пантекс» (Pantex Plant) осуществляет сборку, демонтаж и утилизацию ядерных боезарядов и работы с компонентами из обычных взрывчатых веществ;
– завод в Канзас-Сити (Kansas City Plant – KCP) ведет работы с неядерными компонентами ядерных вооружений;
– объект «Саванна ривер» (Savannah River Site) осуществляет извлечение трития и работы с ним.

Кроме того, мероприятия по изготовлению некоторых уникальных высокоспециализированных компонентов вооружений выполняется в двух из вышеперечисленных национальных лабораторий, а именно в SNL и LANL.

В этих двух лабораториях имеются специальные установки, технические возможности и персонал, обладающий технической квалификацией, необходимой для выполнения упомянутых производственных операций.

За время, прошедшее с начала выполнения Манхэттенского проекта, ядерный оружейный комплекс и обслуживаемый им ядерный арсенал подверглись многочисленным переменам. В период «холодной войны» комплекс состоял из 14 объектов, которые обеспечивали боеспособность арсенала, существенно более многочисленного, чем в настоящее время. В конце 1980-х гг. ядерный оружейный комплекс вступил в период сокращения, связанного с окончанием «холодной войны» и с тем, что внимание населения США переключилось на закрытие объектов, повышение важности работ по обеспечению технической безопасности и улучшению экологической ситуации и снижение численности ядерного арсенала.

Введенный в 1992 г. мораторий на проведение ядерный испытаний потребовал принятия новой стратегии сохранения боеспособности арсенала. Применявшаяся в годы «холодной войны» практика замены вооружений, входящих в ядерный арсенал, каждые 15–20 лет была заменена применением достижений науки и техники для продления боевой эксплуатации ядерных боезарядов, имеющихся в существующем арсенале, сверх первоначально планировавшихся сроков. Именно так зародилась действующая в настоящее время «научно обоснованная программа сопровождения ядерного арсенала» (Science-Based Stockpile Stewardship Program). Основная задача «сопровождения» арсенала состоит в анализе и прогнозировании влияния изменений, происходящих в физических стареющем арсенале, в поддержании работоспособности ремонтных средств, необходимых для проведения восстановительного ремонта вооружений по мере возникновения соответствующей необходимости, а также в разработке научных и вычислительных средств для оценки и принятия изменений в конструкции вооружений.

В течение 1990-х гг. сокращение численности арсенала продолжилось, а приоритетными направлениями финансирования стали научные и технические возможности, необходимые для обеспечения жизнеспособности ядерного арсенала. В результате производственная составляющая ядерного оружейного комплекса, по выражению американских аналитиков «атрофировалась» в условиях недостаточного финансирования, и основные производственные возможности инфраструктуры существенно понизились. По этой причине американские эксперты считают, что укрепление производственных возможностей, необходимых для создания и сохранения арсенала будущего, должно стать объектом приложения основных усилий в процессе трансформации инфраструктуры ядерного оружейного комплекса. Под этим, в частности, понимается и фактическое использование имеющихся возможностей.

Как отмечают американские аналитики, важнейшие возможности, касающиеся проектирования и изготовления ядерных вооружений, фактически оставались невостребованными в течение почти двух десятилетий. Аналитики считают необходимым разработать такой «маршрут» движения вперед, который включал бы в себя постоянное и регулярное использование упомянутых возможностей и создавал бы условия для того, чтобы опытные инженеры и конструкторы обучали следующее поколение ученых-ядерщиков и инженеров – специалистов по ядерным вооружениям.

Из шести имеющихся в настоящее время объектов ядерного оружейного комплекса США проводятся операции со значительными количествами плутония и/или высокообогащенного урана. В этом своем качестве данные объекты являются местом расположения некоторых из наиболее «чувствительных» объектов, имеющихся у США. Рост угрозы для средств обеспечения физической защиты ядерных материалов оружейного качества и компонентов ядерного оружия привел к росту затрат на охрану комплекса в последние пять-семь лет. Американские аналитики считают данное обстоятельство дополнительной проблемой, которую надо решить посредством трансформации инфраструктуры ядерного оружейного комплекса.

В январе 2005 г. министр энергетики США обратился к консультативному комитету при министре энергетики (Secretary of Energy Advisory Board – SEAB) с запросом о формировании рабочей группы по инфраструктуре ядерного оружейного комплекса (Nuclear Weapons Complex Infrastructure Task Force). Перед данной рабочей группой была поставлена задача оценить: последствия выполнения решения президента относительно численности и состава ядерного арсенала; затраты и влияние на функционирование комплекса, вызванные новой угрозой, связанной с преступными замыслами новых потенциальных противников, пытающихся захватить ядерные боезаряды или их компоненты (Design Basis Threat – DBT); численность персонала, количество, возможности и характер объектов, а также бюджетные ресурсы, необходимые для функционирования ядерного оружейного комплекса уменьшенного масштаба. Обзор, подготовленный рабочей группой, сопровождался оценкой возможностей сосредоточения ядерных материалов, предприятий, установок и выполняемых ими операций по всему комплексу с целью, предъявляемых к обеспечению защиты от несанкционированных действий, так и экологического воздействия от продолжения работы комплекса.

После проведения всестороннего анализа подведомственного министерству энергетики ядерного оружейного комплекса вышеупомянутая рабочая группа сформировала свое представление о ядерном оружейном комплексе будущего. Это представление согласовывалось с теми планами, которые министерство энергетики уже начало формировать с целью предпринять всеобъемлющее сосредоточение ядерного оружейного комплекса.
Рабочая группа комитета SEAB пришла к следующим выводам:

– сохранение ядерного оружейного комплекса в существующем виде является технически необоснованным, а его дальнейшее финансовое обеспечение становится неприемлемо дорогостоящим;
– ядерный арсенал времен «холодной войны» следует заменить арсеналом, боеспособность которого может быть реально обеспечена в течение длительного времени;
– управлению NNSA следует дополнить произведенные в прошлом капиталовложения на нужды трех проектных ядерных оружейных лабораторий дополнительными капиталовложениями на создание современного производственного центра XXI века;
– сосредоточение специальных ядерных материалов (special Nuclear Material – SNM) на меньшем числе объектов является технически осуществимым и позволит сэкономить финансовые средства за счет снижения риска возникновения угрозы DBT и сокращения расходов на обеспечение защиты от несанкционированных действий.

Рабочая группа рекомендовала министерству энергетики учредить Отдел трансформации (Office of Transformation), который выполнял бы роль рабочего органа по проведению изменений. Управление NNSA уже учредило Отдел трансформации в своем Управлении оборонных программ (Office of Transformation in Defense Programs) и поручило ему возглавить выполнение инициативы, известной как «Комплекс-2030», согласно которой будут разработаны планы и нацелены усилия на проведение трансформации ядерного оружейного комплекса в предстоящие десятилетия.

Ключевые теги: LLNL LANL NTS SNL SEAB DBT NNSA

Интересная тема! Вообще я считаю США лидируют в области ядерных и обычных вооружений.