Задача Национального управления ядерной безопасности

Официально объявленная задача Национального управлению ядерной безопасности (National Nuclear Security Administration – NNSA) США состоит в укреплении национальной безопасности посредством применения ядерной энергии в военных целях и посредством снижения глобальной угрозы, создаваемой терроризмом и оружием массового уничтожения. Решаемая управлением NNSA задача выполнения программы сопровождения (отслеживания состояния и поддержания боеспособности) ядерного арсенала (Stockpile Stewardship Program – SSP) способствует обеспечению национальной безопасности путем создания возможностей для:

– сохранения в боеспособном состоянии технически безопасного, защищенного от несанкционированных действий и надежного арсенала ядерных вооружений, необходимого для обеспечения безопасности США и их союзников, сдерживания агрессии и поддержания международной стабильности;
– сохранения полностью работоспособной, маневренной, способной реагировать на изменения ситуации в мире инфраструктуры ядерного оружейного комплекса с целью продолжения обслуживания ядерного арсенала и сохранения готовности к действиям в условиях неопределенной и нарастающей угрозы;
– проведения исследований и разработок с целью обеспечения ведущего положения США в науке и технике.

Американские специалисты считают, что программа сопровождения ядерного арсенала выполняет свою задачу – арсенал продолжает оставаться технически безопасным и надежным. Программа SSP обеспечила жизнеспособность ядерных вооружений без проведения ядерных испытаний в течение более чем десятилетия. Основанием для подобной оценки американские специалисты считают самые передовые научные и инженерно-технические эксперименты и анализы, включая широкомасштабные лабораторные и летные испытаний компонентов и подсистем боеголовок и ядерных зарядов.

Каждый год все более полное понимание сложных физических процессов, лежащих в основе функционирования все более физически стареющего ядерного арсенала США, подтверждает, как считают американские эксперты, правильность коллективных выводов американского научного сообщества. В настоящее время методы и средства, а также опыт, разработанные и накопленные в ходе выполнения программы SSP, позволяют американским специалистам прокладывать путь для дальнейшего продвижения вперед. Американские специалисты убеждены в том, что успех программы SSP создал основы для технически безопасного управления переходом от арсенала времен «холодной войны» к меньшему по численности, более технически безопасному и лучше защищенному от несанкционированных действий арсеналу будущего.

В 2001 г. США обновили свою политику обеспечения стратегического сдерживания, признав, что основополагающая предпосылка стратегии страны изменилась – от сдерживания примерно равного по силе противника к необходимости быстрого реагирования на растущие угрозы в меняющемся мире. Как следствие, в документе «Обзор состояния ядерного потенциала» (Nuclear Posture Review – NPR) содержалось указание о смене структуры потенциала сдерживания с целью приспособиться к изменениям в характере угрозы. Говоря конкретнее, в документе NPR содержались следующие требования:

– внести изменения в численность, состав и характер ядерного арсенала таким образом, который отражал бы тот реальный факт, что «холодная война» завершилась;
– обеспечить убедительнее сдерживание при как можно более низком числе ядерных боезарядов, которое в то же время обеспечивало бы потребности национальной безопасности США, включая выполнение обязательств перед союзниками;
– трансформировать подведомственный управлению NNSA ядерный оружейный комплекс в инфраструктуру, способную реагировать на меняющуюся ситуацию, причем данная инфраструктура должна обеспечивать удовлетворение конкретный потребностей ядерного арсенала и сохранять основные ядерные боевые возможности США, необходимые в условиях неопределенного глобального будущего.

Более того, в документе NPR содержится вывод о том, что стратегический потенциал, имеющий в основе только наступательные ядерные силы, скорее всего, не сможет обеспечить сдерживание потенциальных противников в будущем. На этом основании была выработана концепция, исходящая из боевых возможностей потенциальных противников и получившая наименование «новой триады». Данная концепция была принята с целью обеспечить более убедительное для противника сдерживания в XXI веке. Новая триада состоит из трех основных элементов: неядерных и ядерных ударных боевых возможностей; активных и пассивных оборонительных систем; инфраструктуры оружейного комплекса, способной реагировать на меняющуюся ситуацию.

Такая инфрастуктура должна обладать всем спектром технических возможностей, быть устойчивой к последствиям непредвиденных событий и сохранять способность всегда хотя бы на один шаг опережать вероятных противников. Инфраструктура управления NNSA, способная реагировать на меняющуюся ситуацию, включает в себя персонал, опыт осуществления деловой активности (ведения бизнеса), знание технологических процессов, научно-техническую базу, средства осуществления исследований и разработок и производственные мощности, способные обеспечить сохранность арсенала ядерных вооружений и гарантировать ядерную безопасность США в обстановке динамично меняющейся и имеющей неопределенный характер угроз.
Во исполнение требований, содержащихся в документе NPR, управление NNSA осуществило тесное сотрудничество с министерством обороны в соответствии с нижеперечисленными руководящими указаниями, направленными на обеспечение трансформации ядерного арсенала и инфраструктуры ядерного оружейного комплекса:

– обеспечить долговременную техническую безопасность, надежность и защищенность от несанкционированных действий в отношении имеющихся у США средств ядерного сдерживания;
– обеспечивать боеспособность существующего арсенала при одновременном обеспечении эффективного и своевременного перехода к будущему арсеналу и обслуживающей его инфраструктуры;
– выполнять программу создания «боезаряда повышенной надежности для замены существующего арсенала» (Reliable Replacement Warhead – RRW) с целью создания возможности для трансформации ядерного арсенала и инфраструктуры оружейного комплекса;
– реагировать в разумно обоснованные сроки на неблагоприятные изменения геополитической ситуации, а также на технические проблемы, возникающие в ядерных боезарядах или в стратегических системах доставки оружия;
– обеспечивать возможности для снижения численности арсенала с целью реализации поставленной президентом задачи иметь как можно более малочисленный арсенал, способный при этом обеспечивать национальную безопасность США.

Американские аналитики считают, что успешная трансформация ядерного оружейного комплекса позволит управлению NNSA перейти к обладанию меньшими по численности, более технически безопасным и более защищенным от несанкционированных действий арсеналом, боеспособность которого будет поддерживаться силами меньшей по масштабам, более эффективной и способной реагировать на меняющуюся ситуацию инфраструктуры. Подобный современный арсенал, по мысли американских аналитиков, приведет к снижению вероятности возникновения технической потребности в проведении подземных ядерных испытаний, к снижению затрат страны на содержание ядерных сил, а также даст возможность иметь более технически разностороннюю инфраструктуру, способную, к тому же, гораздо лучше реагировать на меняющуюся ситуацию.

Не самым важным американские эксперты считают то, что указанная деятельность обеспечит создание убедительного потенциала сдерживания для XXI века и понизит вероятность возникновения необходимости реально применять ядерные боевые возможности для защиты страны.

Ключевые теги: NNSA SSP NPR RRW