Ядерное сотрудничество Франции с Великобританией и США. Часть I.

Начиная с середины 90-х гг., западные аналитики, освещающие вопросы европейской безопасности, отмечают значительную активизацию совместных усилий Франции и Великобритании в области ядерного сотрудничества по различным направлениям. Так, в октябре 1995 г. во время своей ежегодной встречи в верхах обе страны договорились о проведении широкого спектра мер военного и внешнеполитического сотрудничества, в центре которых стояло бы усиление англо-французских отношений в ядерной области.

Об этих мерах было объявлено в документах, озаглавленных «Глобальные партнеры» («Global Partners»), «Записка об основах сотрудничества по оборонным вопросам» («Background Note on Defence Co-operation») и «Совместное заявление о ядерном сотрудничестве» («Joint Statement on Nuclear Co-operation»), в которых было отмечено значительное совпадение позиций двух стран по ключевым моментам ядерной доктрины и политики, а также тот факт, что лидеры обеих стран «не видят возможности возникновения такой ситуации, в которой подвергались бы угрозе жизненно важные интересы либо Франции, либо Великобритании и при этом не возникало бы также угрозы жизненно важным интересам другой страны».

Принятое решение об углублении ядерного сотрудничества между двумя странами имеет своей целью совместное укрепление режима сдерживания с сохранением в то же время независимости ядерных сил каждой из сторон. Развитием и конкретизацией мер по углублению сотрудничества между двумя этими странами занимается Объединенная ядерная комиссия (Joint Nuclear Commission), заседания которой обычно проходят на уровне высокопоставленных государственных чиновников из министерств обороны и иностранных дел. Комиссия была учреждена в ноябре 1992 г., а получила официальный статус и стала постоянной в июле 1993 г. Представители военно-политического руководства Великобритании определили цели создания комиссии как «укрепление конкретного европейского вклада в сдерживание, которое лежит в основе коллективной безопасности всего Североатлантического союза».

В первое время дискуссии в Объединенной ядерной комиссии в основном были посвящены сравнению французского и британского подходов к сдерживанию, ядерным доктринам и концепциям, проблемам противоракетной обороны, вопросам контроля над вооружениями и нераспространения. В частности, в 1993 г. было проведено углубленное сравнение доктрин сдерживания, принятых в этих двух странах, которое, по словам одного из французских участников этой работы, показало, что не имелось никаких непреодолимых различий в подходах обеих стран к этой проблеме.

Основная часть деятельности Объединенной ядерной комиссии остается секретной. Нынешнее правительство лейбористов, несмотря на то, что оно время от времени критикует своих предшественников-консерваторов за излишнюю секретность в этой сфере, отказалось обнародовать многие детали работы комиссии. И все же некоторые подробности проводимых комиссией обсуждений известны благодаря информационным брифингам по общим вопросам, которые проводит для средств массовой информации правительство Франции.

Наметившееся в последнее десятилетие значительно более тесное политическое взаимодействие между Францией и Великобританией в ядерной сфере основано на растущем практическом сотрудничестве между двумя странами в области разработки конкретных видов вооружений. Сам факт сотрудничества в проведении исследований между ядерными оружейными лабораториями Великобритании и Франции стал достоянием гласности в последние несколько лет, хотя сведения о нем в открытых западных публикациях продолжают оставаться отрывочными.

В рамках и под руководством Англо-французской группы по оборонным исследованиям (Anglo-French Defence Research Group - AFDRG) действует тринадцать рабочих групп, которые координируют военные исследовательские мероприятия двух этих стран. В число рабочих групп, имеющих отношение к сотрудничеству в ядерной сфере, входят: WG03  противоядерная, противобиологическая и противохимическая защита (Nuclear, Biological and Chemical Defence); WG07  материалы, являющиеся источниками энергии (Energetic Materials); WG10 поражающие факторы ядерного взрыва (Nuclear Blast Effects); WG13 технология направленной энергии (Directed Energy Technology). Западные аналитики высказывают в открытой печати предположение, что число этих групп может быть и больше, но имеющиеся у них данные не позволяют установить связь других рабочих групп с ядерными вопросами.

В дополнение к деятельности в рамках рабочих групп британские и французские ученые регулярно посещают объекты друг друга. Так, еще в мае 1995 г. министерство обороны Великобритании представило меморандум в Специальный комитет Палаты общин по вопросам обороны (Нouse of Commons Defence Select Committee), в котором сообщалось, что были проведены дискуссии с участием французских специалистов по таким вопросам, как гидродинамические эксперименты, физика лазерной плазмы, компьютерное моделирование и возможность организации наблюдения за экспериментами для специалистов другой страны.

Как отмечают западные эксперты, частота контактов между французскими и британскими учеными-специалистами по ядерным вооружениям остается достаточно стабильной, начиная с 1993 г. Однако если в 1993 - 1995 гг. посещения были распределены между объектами в Олдермастоне и Бергфилде, то в последние годы эти поездки сконцентрировались только на Олдермастоне. Западные аналитики на этом основании делают предположение о том, что на первом этапе в ходе контактов изучались в основном вопросы боевой эксплуатации ядерных вооружений, а начиная с 1995 г. наблюдается перенос акцентов в отношениях двух стран на вопросы исследований и разработок этих вооружений, причиной чего, по предположениям этих аналитиков, возможно, является сотрудничество в вопросах отслеживания состояния ядерных арсеналов (stockpile stewardship) в ситуации, когда ядерные испытания прекращены.

Ключевые теги: НАТО