Основные пути реформирования французских ядерных сил. Часть II.

Второй составляющей французской ядерной диады являются ее стратегические воздушные силы. Еще в 1989 г. число самолетов Mirage 2000N, выделенных для выполнения боевых задач с применением ядерного оружия и входящих в состав стратегических воздушных сил Франции, было сокращено с 75 самолетов в пяти эскадрильях до 45 в трех эскадрильях. 11 сентября 1991 г. бывший тогда президентом Ф. Миттеран объявил, что по состоянию на 1 сентября того года ядерные бомбы AN 52, которыми в свое время вооружались самолеты Mirage IIIE, Jaguar A и Super Etendard, были сняты с боевой эксплуатации.

С того момента Франция более не имела свободнопадающих бомб, а в 1988 г. на этих самолетах стали устанавливаться сверхзвуковые крылатые ракеты класса «воздух-земля» средней дальности (Air-Sol Moyenne Portee - ASMP) с радиусом действия от 80 до 300 км. В настоящее время у Франции имеется всего 45 ракет ASMP, находящихся на вооружении двух эскадрилий самолетов Mirage 2000N, дислоцированных на объекте Люксойл (Luxeuil), и одной эскадрильи на объекте Истр (Istres). Этим трем эскадрильям самолетов Mirage 2000N ныне предписано выполнение «стратегической» задачи в дополнение к их «субстратегической» роли. Четвертая эскадрилья самолетов Mirage 2000N, находящаяся в Нанси (Nancy) и ныне оснащенная обычным оружием, как запланировано, будет заменена самолетами новой модификации Mirage 2000D.

На роль своего многоцелевого истребителя-бомбардировщика ВМС и ВВС в XXI веке Франция избрала самолет Rafale D. В число решаемых с его помощью задач входят нанесение ударов по наземным целям обычными вооружениями, противовоздушная оборона, завоевание господства в воздухе, доставка ядерного оружия, в качестве которого могут использоваться ракеты ASMP. Вариант самолета, предназначенный для ВМС и базирующийся на авианосцах, будет введен в строй первым, а предназначенный для ВВС приобретет возможность решать задачи с применением ядерного оружия приблизительно в 2005 г. Французские ВВС планируют закупить в общей сложности 234 таких самолета.

Управлением вооружений министерства обороны Франции (Delegation Generale pour l’Armement - DGA) выдан контракт компании MBDA на разработку технологий и оборудования, необходимых для оснащения новейшими крылатыми ракетами средней дальности класса «воздух-земля» ASMP-A (Air-Sol Moyenne Porte – Ameliore’) самолетов Mirage 2000 NK3. Этот самолет представляет собой следующее поколение самолета Mirage 2000N.

Указанный контракт был заключен после сделанного 28 июля 2003 г. заявления о переходе ко второму этапу разработки ракеты ASMP-A, которая является модернизированным вариантом ракеты ASMP. Известная первоначально под обозначением ASMP Plus, ракета ASMP-A представляет собой сверхзвуковую крылатую ракету с дальностью 500 км, которая несет тактический ядерный боезаряд. Западные аналитики предполагают, что ракета будет осуществлять крейсерский полет со скоростью 3М на большой высоте или со скоростью 2М на малой высоте. В конструкции ракеты ASMP-A будет также обеспечена возможность ее установки на истребители Rafale.

Исполнительный директор компании MBDA М. Лахуд (M. Lahoud) заявил, что его компания чрезвычайно удовлетворена выбором момента, в который управление DGA сделало свое заявление о начале 2-го этапа работ над новой ракетой. По его словам, это заявление хорошо вписалось в график разработки ракеты ASMP-A, что позволит данной ракетной системе поступить на вооружение еще до конца текущего десятилетия. Финансирование программы ASMP-A позволит компании MBDA дополнительно развить свои возможности в сфере передовых технологий создания прямоточных реактивных двигателей.

В 1990-х гг. в составе ВМС Франции находилось два авианесущих крейсера, построенных в 1960-х гг.: «Клемансо» (Clemanceau), вступивший в строй в 1961 г., и «Фош» (Foch), поступивший на вооружение в 1963 г. Оба они впоследствии были модифицированы с тем, чтобы на них могли размещаться носители ядерных бомб – самолеты Super Etendard. После того как бомбы AN 52 были сняты с вооружения в июле 1991 г., только авианосец «Фош» был модифицирован таким образом, чтобы на нем могли проводиться работы и храниться заменившие эти бомбы ракеты ASMP (примерно 20 таких ракет было выделено для двух эскадрилий, состоящих из 24 самолетов Super Etendard). Авианосец «Клемансо» так и не был модифицирован для несения самолетов, оснащаемых ракетами ASMP, и в сентябре 1997 г. этот корабль водоизмещением 32 780 т был снят с вооружения.

В декабре 2000 г. с опозданием на несколько лет по сравнению с первоначальными сроками в строй вступил новый авианосец «Шарль де Голль» (Charles de Gaulle) водоизмещением более 40 000 т. К этому моменту «Фош» вывели из состава действующего флота. Авианосец «Шарль де Голль» имеет одну эскадрилью самолетов Super Etendard (на вооружении которой, по предположениям западных специалистов, находится около 10 ракет ASMP). По некоторым сообщениям, самолеты Super Etendard получили свое боевое крещение, когда использовались в операции «Союзная сила» (Operation Allied Force) в Югославии.

В настоящее время комиссия по обороне Национальной ассамблеи Франции изучает вопрос о возможности выделения средств на создание еще одного нового авианосца, который должен был бы вступить в строй в 2014 г. Французские специалисты предложили на рассмотрение комиссии четыре варианта – авианосца-аналога уже вошедшего в строй корабля «Шарль де Голль» (и тогда стоимость его строительства уже известна и составит около 2 млрд евро); большего по габаритам авианосца, чем «Шарль де Голль»; корабля с классическими, а не ядерными двигателями; совместный франко-британский проект, выдвижение которого стимулировало усиление контактов между двумя странами в военной сфере.

Благодаря повышению боевых возможностей обычных вооружений, позволяющему им решать некоторые «ядерные» задачи, а также в целях повышения гибкости боевого применения для самолетов стратегических сил Франции ведется разработка и новых типов боеприпасов, которые могут оснащаться как ядерными, так и обычными боезарядами. Так, первые боеприпасы, нечувствительные к ударным воздействиям и поэтому способные выдержать аварийные ситуации, должны были начать поступать на вооружение самолетов ВМС страны, начиная с конца 1990-х гг.

Эти боеприпасы, разработанные многонациональной компанией Matra BАЕ Dynamics и французским «Национальным обществом порохов и взрывчатых веществ» (Societe Nationale des Poudres et Explosifs - SNPE), находящимся в собственности государства, представляют собой неядерные 125-килограммовые проникающие в грунт бомбы нового поколения, получившие наименование CВEMS (Corps Bombe a Effets Multiples Securisе), что означает «корпусная многоцелевая нечувствительная бомба». Франция заказала 1000 единиц 125-килограммовых бомб, а также 1000 единиц 250-килограммовых бомб CBEMS в соответствии с контрактом на сумму 50 млн евро, заключенным в 1997 г.

При разработке боеприпасов CBEMS была поставлена цель спроектировать новое поколение бомб с улучшенными тактико-техническими характеристиками, особенно с точки зрения их способности проникать внутрь и разрушать сильноукрепленные цели и цели средней степени укрепленности. В то же время эти боеприпасы должны быть нечувствительными к ударным воздействиям.

Боеприпасы CBEMS предназначены для замены бомб Мк 81 и Мк 82. В настоящее время ими вооружаются истребители Super Etendard, которые должны будут составлять основу авиационной группировки авианосца «Шарль де Голль» до тех пор, пока не произойдет их замена на новые самолеты Rafale M.

Ключевые теги: MBDA DGA CBEMS