Ядерная доктрина Франции и возможные направления ее пересмотра. Часть III.

Необходимо отметить, что в свое время Франция подвергала резкой критике США, когда американские газеты сообщили об изменении американской ядерной доктрины. Французские комментаторы и политики заявляли, что разработка в США малогабаритных и сравнительно маломощных ядерных боезарядов («mini-nukes»), предназначенных для нацеливания на «государства-изгои», может привести к возникновению новой гонки вооружений.

Со своей стороны, как официально заявила министр обороны страны М. Альо-Мари, Франция отказалась от создания миниатюризированного ядерного оружия. Согласно высказанному ею в печати заявлению, ядерные вооружения продолжают оставаться в большей степени политическим инструментом, имеют отличное от других видов вооружений предназначение, и их не предполагается использовать для решения задач на поле боя. При этом она подчеркнула тот факт, что в случае разработки ядерного оружия подобного вида перед руководством Франции встала бы сложнейшая проблема полного изменения ядерной доктрины страны.

Таким образом, анализируя высказывания лиц, относящихся к высшему уровню военно-политического руководства страны, можно было бы сделать вывод о том, что Франция пока еще не внесла каких-либо серьезных изменений в свою ядерную доктрину и в ближайшие время не будет ставить перед собой цели разработки новейших миниатюризированных ядерных боеприпасов, предназначенных для поражения глубокорасположенных подземных объектов, являющихся хранилищами химического или биологического оружия, как это уже сделали Соединенные Штаты.

Несмотря на то, что пока не видно признаков того, что Франция разрабатывает подобные вооружения, западные аналитики считают, что сообщение о том, что Ж. Ширак солидарен в вопросе о «странах-изгоях» с Пентагоном, само по себе способно вызвать серьезную полемику относительно изменений ядерной доктрины страны. По словам члена парламента Франции от социалистической партии П. Киле, было бы безумием модернизировать ядерные вооружения без знания о том, как их предполагается использовать. Однако этот вопрос, по его свидетельству, никогда не обсуждался в Национальной ассамблее, и о путях развития ядерных вооружений ничего не говорилось.

Несмотря на то, что в течение 1990-х годов ядерная доктрина Франции не подвергалась каким-либо крупным изменениям, ресурсы, выделяемые на военные закупки, были существенным образом перераспределены. Сокращение ядерных сил, задержки в ходе программы закупок вооружений, полный отказ от некоторых систем оружия сопровождались сознательными усилиями, направленными на повышение возможностей в других областях, из которых западные специалисты особо отмечают сбор разведывательной информации космическими средствами. Цель этих усилий состоит в обеспечении возможности полной независимости действий в масштабах Европы или в еще более широких пределах. Эта цель должна быть достигнута на трех уровнях: стратегическом, или иначе говоря, на уровне национальной обороны; оперативном, или уровне театра военных действий; тактическом, или на уровне войск, находящихся на конкретных позициях.

В разделе «Белой книги», озаглавленном «Приоритеты в сфере новых возможностей», прямо указывается, что сбор разведывательной информации жизненно важен в стратегической обстановке, которая вновь стала неопределенной, а средства сбора разведданных названы национальным достоянием стратегического значения и важным элементом стратегии обороны Франции.

В «Белой книге» также указан ряд областей предполагаемых расходов на приобретение или разработку специальных средств, предназначенных для того, чтобы Франция получила необходимые возможности сбора разведывательной информации. Что же касается капиталовложений в приобретение технических средств и возможностей их использования, то основными направлениями деятельности, по мнению французских военных, являются следующие:

– поддержка развития космических средств путем создания семейства спутников оптического наблюдения «Гелиос» (HELIOS) и соответствующих электронных систем;
– осуществление или участие в программах создания и использования радиолокационных спутников, спутников радиоэлектронной и видовой космической разведки;
– обновление средств электронной войны для всех уровней конфликтов;
– усовершенствование структуры и развитие возможностей разведывательных организаций.

Роль новых разведывательных систем состоит в том, чтобы обеспечивать раннее предупреждение о кризисах и поставлять разведывательную информацию во время этих кризисов в реальном масштабе времени с целью обеспечения возможности для руководства страны действовать полностью самостоятельно. Кроме того, эти новые системы будут использоваться для того, чтобы позволить Франции осуществлять проверку выполнения договоров о контроле над вооружениями и разоружении.

В течение следующего двадцатилетнего периода, как это указывается в «Белой книге», разведывательные мероприятия будут оставаться в национальных рамках никакого слияния возможностей европейских стран не предвидится. Тем не менее, по мнению французских военных, в разведывательной сфере также имеются общеевропейские перспективы, согласно которым будет происходить «развитие сотрудничества, уже осуществляемого в таких областях, как совместное строительство и использование космических, авиационных, морских и наземных средств, предназначенных для наблюдения, передачи и, возможно, в будущем перехвата информации, существующей в форме электромагнитных волн».

Эти новые ориентиры в военной политике привели к смещению приоритетов в распределении бюджета, и хотя военный бюджет Франции в целом остается на довольно стабильном уровне, объем средств, выделяемых на закупку ядерных вооружений, уменьшился, в то время как объем средств, выделяемых на исследования, разработки и закупки разведывательных средств космического базирования, значительно возрос.

Ключевые теги: НАТО