Ядерная доктрина Франции и возможные направления ее пересмотра. Часть II.

Хотя в последние годы дебаты о будущем «согласованного сдерживания» и возобновились, они по-прежнему продолжают носить противоречи-вый характер. Ни один парламент или парламентская ассамблея официально пока не поддержали эту концепцию. Германское правительство продолжает настаивать на том, что этот диалог следует проводить в рамках НАТО. По мнению немецких аналитиков, любому продвижению вперед на пути выработки «согласованного сдерживания» будет препятствовать настойчивое стремление Франции оставаться вне рамок НАТО, в то время как Германия желает, чтобы любой вариант политики в отношении ядерных вооружений обсуждался в рамках НАТО, причем с санкции США, а не одних только европейских стран, действующих через посредство Западноевропейского союза.

В 2003 г. министерством обороны Франции опубликован документ под названием «Французская оборонная стратегия», который придает законченный вид той стратегии, которая была сформулирована еще в «Белой книге». В данном документе утверждается, что Франция ставит перед собой цель быть в состоянии отразить разнообразные международные угрозы как в европейском, так и в мировом масштабе. Указывается, что оборонная политика страны должна вписываться в направления дальнейшего развития, предопределенные историей Франции и ее рангом ядерной державы. В документе заявлено, что действия Франции на международной арене должны будут определяться в том числе и ее военными возможностями. Как указывают западные аналитики, основные варианты возможных действий Франции в кризисных обстоятельствах можно сгруппировать в соответствии с принципами ведения дипломатической деятельности в оборонной сфере.

В число этих принципов входят, в частности, такие, как «содействие проведению сильной политики, направленной на достижение способности обеспечивать господство своих вооружений в любом регионе мира», выполнение мер укрепления доверия, а также приобретение способности вести вооруженную борьбу с противником-обладателем оружия массового уничтожения. В глобальном масштабе «позиция Франции в сфере международной безопасности основана на уважении к закону» и на « отказе от единообразного (без учета конкретных обстоятельств) подхода к принятию как превентивных оборонительных мер, пусть даже и признанных обоснованными, так и ответных мер с целью наказания агрессора».

В то же время Франция, как указано в документе «Французская оборонная стратегия», осуждает любую деятельность, ведущую к возникновению и росту рисков, связанных с «наличием оружия массового уничтожения и со стремлением к межгосударственному сотрудничеству в сфере баллистических и ядерных технологий». Ядерная стратегия Франции и ее реальные боевые возможности подробно не рассматриваются в упомянутом документе, также как и идея о распространении сферы действия французских «средств разубеждения противника» («dissuasion») на весь Европейский союз.

Прежний спорный вопрос о возможном «раскрытии» имеющегося у Франции ядерного «зонтика» над ее европейскими партнерами теперь подается в следующей весьма осторожной формулировке: «ядерные средства, существующие для того, чтобы разубедить противника наносить удар, должны потенциально быть способными внести вклад в обеспечение безопасности Европы в условиях растущей солидарности между странами Евросоюза».
Оборонная стратегия Франции, как представляется западным аналитикам, строится на некотором двуедином подходе: Франция утверждает, что она желает предотвратить распространение оружия массового уничтожения с тем, чтобы обеспечить стабильную международную безопасность, и в то же время она хочет сохранять и развивать современный ядерный арсенал (БРПЛ М-51 с новыми ядерными боеголовками, крылатые ракеты ASMP-A и ударные самолеты Rafale, способные нести ядерное оружие) для того, чтобы защитить свою территорию и Европейский союз.

Некоторую неопределенность в понимание ядерной доктрины Франции внесли появившиеся в западной печати утверждения о возможном ее пересмотре. Так, в октябре 2003 г. средства массовой информации сообщили о том, что президент Франции Ж. Ширак осуществил пересмотр ядерной доктрины страны с тем, чтобы иметь возможность бороться с «государствами-изгоями», обладающими химическим и биологическим оружием. Ж. Ширак принял решение последовать примеру Соединенных Штатов и расширить ядерную стратегию, которая первоначально была предназначена для сдерживания только Советского Союза в период «холодной войны». В печати сообщалось также со ссылкой на источник в министерстве обороны, что Франция теперь, возможно, примет решение о разработке средств, предназначенных для нанесения удара по «государствам-изгоям» с целью отражения «угрозы химического нападения».

Как считают западные аналитики, данное заявление может свидетельствовать о коренном изменении во французской военной стратегии, причем сразу в двух отношениях. Во-первых, оно показывает, что Франция готова использовать свои ядерные силы против стран, не обладающих ядерным потенциалом (и при этом не указывается, какие именно страны могут попасть в это число). Во-вторых, данное заявление дает понять, что президент страны готов использовать ядерное оружие в рамках упреждающих мер, а не только в качестве средства ответного удара. Как отмечают западные специалисты, впервые ядерные силы нацеливаются не только на страны, обладающие атомным оружием, но и на страны, способные использовать химическое или биологическое оружие против Франции. Подготовка к принятию новой доктрины упреждающих действий предположительно началась в 2001 г. и была подкреплена новыми значительными капиталовложениями в военной сфере. Так, план военных расходов на 2003 - 2008 гг. предполагает выделение 17 млрд дол. на ядерные разработки.

Однако сразу же после публикации данных сообщений аппарат президента Франции выступил с опровержением факта внесения изменений во французскую ядерную доктрину, сущность которой, согласно этому опровержению, президент Ж. Ширак разъяснил в своей речи, произнесенной еще в 2001 г. в Высшем институте исследований по вопросам национальной обороны (Higher Institute of National Defense Studies). Тогда в той своей речи Ж. Ширак говорил о том, что у него вызывает беспокойство создание определенными странами «баллистического потенциала», который однажды может обеспечить эти страны средствами, позволяющими угрожать европейской территории ядерным, биологическим или химическим оружием. Он сказал тогда, что если у руководителей подобных государств будут враждебные намерения в отношении Франции, то они должны знать, что они сами подвергнутся угрозе неприемлемого ущерба. Франция будет продолжать поддерживать свои ядерные системы для сохранения понимания эффективности ее средств ядерного сдерживания перед лицом всех новых угроз. Однако некоторые представители французского министерства обороны указали, что в той речи Ж. Ширак преднамеренно не делал ясных и недвусмысленных заявлений с целью избежать возникновения возможной полемики по вопросу о военной доктрине страны.

В начале октября 2003 г. премьер-министр Франции Ж-П. Раффарен попытался внести некоторую определенность в вопрос о ядерной политике Франции, заявив, что французские ядерные вооружения «способны действовать должным образом в рамках разнообразных сценариев шантажа и реально мыслимых угроз, которым Франция подвергается во все большей степени в результате разработки оружия массового уничтожения в мире».

Как заявил в октябре 2003 г. представителям французского телевидения бывший глава Высшего института исследований по вопросам национальной обороны генерал Б. Норлен, смещение направленности стратегии было неизбежным, учитывая изменение геополитической обстановки. По его словам, существует несомненная необходимость приспособиться к такому изменению. Ранее, как подчеркнул в своем выступлении генерал, все работы велись в рамках концепции неиспользования ядерного оружия и разубеждения противника применить подобное оружие. При этом высшим французским руководством утверждалось, что «данное оружие не предназначено для реального применения». В настоящее же время, столкнувшись с потенциальными противниками, на которых весьма слабо действуют доводы, обращенные к их разуму, страна вынуждена внести коренные изменения в вышеупомянутую концепцию.

Ключевые теги: НАТО