Основные направления ядерного сотрудничества между Великобританией и Францией. Часть I.

Сотрудничество в ядерной сфере между Великобританией и Францией в той или иной степени продолжается уже не одно десятилетие, однако, начиная с середины 90-х гг. западные аналитики, освещающие вопросы европейской безопасности в открытой печати, отмечают значительную активизацию совместных усилий обеих стран в этой области по различным направлениям.

Так, в октябре 1995 г. во время проведения своей ежегодной встречи в верхах между президентом Франции Ж.Шираком и бывшим премьер-министром Великобритании Д.Мейджором при обсуждении вопроса о сотрудничестве в сфере ядерных вооружений между двумя странами последний высказался в поддержку французских ядерных испытаний, и в целом оба лидера договорились о проведении широкого спектра мер военного и внешнеполитического сотрудничества, в центре которых стояло бы усиление англо-французских ядерных отношений.

Об этих мерах было объявлено в документах, озаглавленных “Глобальные партнеры” (“Global Partners”), “Записка об основах сотрудничества по оборонным вопросам” (“Background Note on Defence Co-operation”) и “Совместное заявление о ядерном сотрудничестве” (“Joint Statement on Nuclear Co-operation”).

В “Совместном заявлении” было отмечено значительное совпадение позиций двух стран по ядерной доктрине и политике, а также тот факт, что лидеры обеих стран “не видят возможности возникновения такой ситуации, в которой подвергались бы угрозе жизненно важные интересы либо Франции, либо Великобритании и при этом не возникало бы также угрозы жизненно важным интересам другой страны”.

Поэтому ими было принято решение осуществлять и углублять ядерное сотрудничество между двумя странами, цель которого состоит в том, чтобы совместно укрепить сдерживание, сохраняя в то же время независимость ядерных сил каждой из сторон. По мнению лидеров обеих стран, углубление сотрудничества между двумя европейскими членами Североатлантического союза, которые являются ядерными державами, укрепит европейский вклад в общий потенциал сдерживания. Ими были даны указания Объединенной ядерной комиссии (Joint Nuclear Comission) “развивать и конкретизировать вышеуказанные положения”.

Объединенная ядерная комиссия, заседания которой обычно проходят на уровне высокопоставленных государственных чиновников из министерств обороны и иностранных дел, была учреждена в ноябре 1992 г., а получила официальный статус и стала постоянной в июле 1993 г. Представители военно-политического руководства Великобритании определили цели создания комиссии как “укрепление конкретного европейского вклада в сдерживание, которое лежит в основе коллективной безопасности всего Североатлантического союза”.

Комиссия является главной основой франко-британского ядерного сотрудничества, однако это сотрудничество имеет и другие составляющие его элементы. Д. Робертсон, занимавший до недавнего времени пост государственного министра обороны Великобритании, сообщил в палате общин, что его ведомство имело “регулярные контакты с представителями французских вооруженных сил и официальными лицами по военным ядерным вопросам. В число этих контактов входят, помимо заседаний франко-британской Объединенной ядерной комиссии, проводимые раз в два года переговоры штабных работников и посещения объектов в Великобритании, осуществляемые французскими представителями по мере необходимости”.

Основная часть деятельности Объединенной ядерной комиссии остается секретной. Нынешнее правительство лейбористов, несмотря на то, что оно время от времени критикует своих предшественников-консерваторов за излишнюю секретность в этой сфере, отказалось обнародовать многие детали работы комиссии. Несмотря на это, некоторые подробности проводимых комиссией обсуждений известны благодаря информационным брифингам по общим вопросам, которые проводит для средств массовой информации правительство Франции.