Позиции Великобритании и Франции по вопросам ядерных вооружений

Анализ зарубежных источников информации показывает, что позиции Великобритании и Франции по основным вопросам ядерных вооружений в 1990-х годах не претерпели существенных изменений. Несмотря на происходившие после окончания “холодной войны” процессы радикального сокращения ядерных арсеналов России и Соединенных Штатов Америки, британское и французское правительства по-прежнему не планируют даже в ближайшее десятилетие сколько-нибудь существенного понижения уровня своих стратегических систем вооружений после уже проведенных сокращений и продолжают активные усилия по согласованию политики в ядерной сфере, включая и основные доктринальные установки.

После решения Франции, принятого в 1996 г., о снятии с боевого дежурства 18 баллистических ракет S3, которые были развернуты на плато Альбион, атомные подводные лодки-ракетоносцы (ПЛАРБ), входящие в состав Океанских стратегических сил, с баллистическими ракетами подводного базирования и бомбардировщики с ядерными ракетами на борту стали составлять диаду французских сил ядерного сдерживания.

Состав стратегических воздушных сил Франции в течение последних десяти лет постепенно сокращался и в настоящий момент на вооружении французских ВВС состоит три эскадрильи бомбардировщиков - носителей ядерного оружия Mirage 2000N, вооруженных крылатыми ракетами “воздух-земля” ASMP с дальностью стрельбы до 300 км. В этот же период морская составляющая ядерного арсенала Франции получила значительный импульс в своем развитии. Фактически с середины 90-х годов началась замена всех подводных лодок и находящихся на их борту ракет на новые системы вооружений.

В то же время западные аналитики отмечают исключительную стабильность и последовательность политики и доктрины Франции в отношении ядерных вооружений в течение последних 30 лет, при том, что в этот период у власти находились и представители правого крыла, и центристы, и члены социалистической партии. Окончание “холодной войны” не сопровождалось значительными изменениями этой политики или доктрины.

В течение 1990-х годов страна покончила с международной изоляцией в вопросах, связанных с ядерным оружием, присоединившись к Договору о нераспространении ядерного оружия и ратифицировав Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, снизила численность своих ядерных сил, развернутых на боевых позициях, и значительно сократила масштабы своих планов в отношении будущих сил сдерживания. Кроме того, Франция выдвинула ряд инициатив о превращении французских и британских ядерных сил в общеевропейские (“европеизация” этих сил) - наиболее ярко, по мнению западных аналитиков, эти инициативы выражены в концепции “согласованного сдерживания”.

В течение 1990-х гг. ВМС Великобритании полностью переоснастили свой флот атомных подводных лодок, и в настоящее время в его составе насчитывается четыре ПЛАРБ класса “Вэнгард”, последняя из которых, “Вэндженс”, вступила в состав флота в ноябре 1999 г. Каждая из этих лодок имеет на борту по 16 ракет “Трайдент-2” (D-5), оснащенных боеголовками, которые спроектированы и изготовлены в Великобритании. В июле 1998 г. лейбористское правительство объявило, что только одна подводная лодка Великобритании будет находиться на боевом патрулировании в любой конкретный момент времени, и эта лодка будет нести боевую нагрузку, сокращенную до 48 боезарядов, что вдвое меньше того количества, которое ранее планировало правительство консерваторов. При этом подводная лодка будет осуществлять боевое патрулирование на пониженном уровне боевой готовности.

Со времени прихода к власти в Великобритании лейбористской партии в мае 1997 г. западные аналитики неоднократно констатировали в открытой печати ряд тенденций в подходе лейбористов в области обороны, но наиболее важным, по их мнению, является, стремление английского правительства полностью согласовывать свои действия с американской администрацией по всем вопросам развития ядерных сил, хотя уже существующие силы сдерживания как единое целое находятся только в оперативном управлении ВМС страны.

Великобритания всегда рассматривала свои “особые отношения” с США как средство повышения своего статуса в международных делах, но нынешнее лейбористское правительство показало себя как одно из самых убежденных сторонников администрации США по вопросам обороны и оказывает сильную поддержку ее позиции не только в вопросе о расширении блока НАТО, но и относительно использования военной силы против “третьих” стран, таких как Ирак или Сербия.

Степень ядерного сотрудничества между США, Францией и Великобританией в вопросах отслеживания состояния ядерных арсеналов указывает, по мнению западных аналитиков, на стремление правительств всех этих стран сохранить свои программы ядерных вооружений в будущем.

Из двух западноевропейских стран, обладающих ядерным оружием, Франция к настоящему времени имеет более амбициозную программу. Несмотря на ратификацию Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, она планирует построить ряд новых объектов и установок и стремится разработать и развернуть по крайней мере два дополнительных типа ядерных боеголовок в течение следующего десятилетия. Великобритания же вкладывает меньше средств в отслеживание состояния ядерных арсеналов, но явно стремится работать совместно с США и Францией.

По мнению западных аналитиков, Великобритания в настоящее время пока еще сохраняет для себя открытой возможность выбора между продлением срока эксплуатации существующих боеголовок, применяемых в системе “Трайдент”, и разработкой заменяющей или усовершенствованной боеголовки для этой системы .
Как указывают западные аналитики, эти программы выявляют различие между официально заявленной целью европейских стран, обладающих ядерным оружием - предпринимать систематические и решительные меры, направленные на сокращение числа ядерных вооружений в глобальном масштабе - и их фактическими намерениями сохранять свои собственные ядерные арсеналы в течение длительного срока в будущем.