Cбор разведывательной информации

В разделе “Белой книги”, озаглавленном “Приоритеты в сфере новых возможностей”, прямо указывается, что сбор разведывательной информации жизненно важен в стратегической обстановке, которая вновь стала неопределенной, а средства сбора разведданных названы национальным достоянием стратегического значения и важным элементом стратегии обороны Франции.

В “Белой книге” также указан ряд задач в сфере закупок, которые должны быть решены, чтобы Франция приобрела необходимые возможности сбора разведывательной информации. Что же касается капиталовложений в приобретение технических средств и возможностей их использования, то основными направлениями деятельности, по мнению французских военных, являются следующие:

- поддержка развития космических средств путем создания семейства спутников оптического наблюдения “Гелиос” (HELIOS) и соответствующих электронных систем;
- осуществление или участие в программах радиолокационных спутников, спутников радиоэлектронной и видовой космической разведки;
- обновление средств электронной войны для всех уровней конфликтов;
- усовершенствование структуры и развитие возможностей разведывательных организаций.

Роль новых разведывательных возможностей состоит в том, чтобы обеспечивать раннее предупреждение о кризисах и поставлять разведывательную информацию во время этих кризисов в реальном масштабе времени с целью обеспечения возможности для руководства страны действовать полностью самостоятельно. Кроме того, эти новые возможности будут использоваться для того, чтобы позволить Франции осуществлять проверку выполнения договоров о контроле над вооружениями и разоружении.

В течение следующего двадцатилетнего периода, как это указывается в “Белой книге”, разведывательные мероприятия будут оставаться в национальных рамках - никакого слияния возможностей европейских стран не предвидится. Тем не менее, по мнению французских военных, в разведывательной сфере также имеются общеевропейские перспективы, согласно которым будет наблюдаться “развитие сотрудничества, уже осуществляемого в таких областях, как совместное строительство и использование космических, авиационных, морских и наземных средств, предназначенных для наблюдения, передачи и, возможно, в будущем перехвата информации, существующей в форме электромагнитных волн”.

Эти новые ориентиры в военной политике привели к смещению приоритетов в распределении бюджета, и хотя военный бюджет Франции в целом остается на довольно стабильном уровне, объем средств, выделяемых на закупку ядерных вооружений, уменьшился, в то время как объем средств, выделяемых на исследования, разработки и закупки разведывательных средств космического базирования, решительно возрос. Например, бюджет на “исследования, разработки и изучение вопросов, связанных с космосом” (Research, Development and Studies for Space) возрос более чем на 60 % за период с 1991 по 1996 гг. до величины в 3,9 млрд франков (624 млн дол. США). Аналогичным образом стремительно растет бюджет, выделяемый на закупки указанных космических средств - на 17,5 % в 1992 г., на 13,3 % в 1993 г., на 13,8 % в 1994 г. и на 11,7 % в 1995 - 1996 гг. После сокращения в 1997 г., вызванного общим уменьшением военных расходов, эта статья бюджета вновь выросла в 1998 г. на 10 %.

По программе создания спутников визуального и инфракрасного наблюдения “Гелиос” первый спутник (HELIOS-1A) был запущен в 1995 г., в декабре 1999 г. состоялся запуск следующего спутника (HELIOS-1B), а на 2003 и 2007 гг. ориентировочно намечены запуски более совершенных аппаратов (НЕLIOS-II).

Имеется также программа разработки спутников радиолокационного наблюдения “Хорус” (HORUS), реализация которой достаточно близко подошла к этапу запуска первого аппарата, но в 1999 г. на ее осуществление не нашлось достаточно средств, и ход работ существенно замедлился. Все эти программы строятся на основе сотрудничества, особенно с такими странами, как Италия, Испания и Германия.

Начиная с 1989 г., упоминавшийся выше спад объема финансирования, выделяемого на закупки в сфере ядерных вооружений, составил порядка 56,6 % в постоянных ценах 1997 г., а переориентация на прирост космического бюджета началась в 1992 г. Западные специалисты отмечают, однако, что не следует говорить о прямой передаче денег из одной статьи расходов в другую. “Ядерный” бюджет продолжает значительно превышать космический, оставаясь на уровне примерно 11 млрд франков (1,76 млрд дол. США) в год.