Самолет Rafale D - многоцелевой истребитель-бомбардировщик ВМС и ВВС в двадцать первом веке

Франция избрала самолет Rafale D на роль своего многоцелевого истребителя-бомбардировщика ВМС и ВВС в двадцать первом веке. В число его задач входят нанесение ударов по наземным целям обычными вооружениями, противовоздушная оборона, завоевание господства в воздухе, доставка ядерного оружия, в качестве которого будут использоваться ракеты ASMP и/или ASMP plus.

Вариант, предназначенный для ВМС и базирующийся на авианосцах, будет введен в строй первым, а предназначенный для ВВС вариант Rafale D приобретет возможность решать задачи с применением ядерного оружия приблизительно в 2005 г. ВВС планируют закупить в общей сложности 234 таких самолета.

Франция построила два авианосца в 1950-х и 1960-х годах. “Клемансо” (Clemanceau) вступил в строй в 1961 г., а “Фош” (Foch) - в 1963 г. Оба они впоследствии были модифицированы так, чтобы иметь возможность оперировать свободнопадающими ядерными бомбами и их носителями - самолетами Super Etendard. После того как бомбы AN 52 были сняты с вооружения в июле 1991 г., только “Фош” был модифицирован так, чтобы “проводить работы и хранить” заменившие их ракеты ASMP. Примерно 20 таких ракет было выделено для двух эскадрилий (приблизительно 24 единицы) самолетов Super Etendard.

Авианосец “Клемансо” так и не был модифицирован под ракеты ASMP, и в сентябре 1997 г. этот корабль водоизмещением 32 780 т был снят с вооружения.
Планировалось, что новый авианосец “Шарль де Голль” (Charles de Gaulle) водоизмещением более 40 000 т должен был вступить в строй в декабре 2000 г., с опозданием на несколько лет по сравнению с первоначальными сроками, и его стоимость значительно превысит первоначально планировавшуюся (3 млрд дол. США). К этому моменту “Фош” намечалось перевести в резерв и вывести из состава действующего флота. Авианосец “Шарль де Голль” будет иметь одну эскадрилью самолетов Super Etendard (на вооружении которой, по предположениям западных специалистов, находится около 10 ракет ASMP). По некоторым сообщениям, самолеты Super Etendard использовались в операции “Союзная сила” (Operation Allied Force) в Югославии.

Во французские ВМС будут поставлены девять самолетов Rafale M в период с осени 2000 г. до февраля 2002 г. с целью их развертывания на авианосце “Шарль де Голль”. Примерно в то же время может быть сделан заказ на второй авианосец. ВМС планируют закупить в общей сложности 60 самолетов Rаfale M. Первые 16 из них будут выполнять задачу борьбы с воздушными целями, самолеты более позднего выпуска, возможно, будут нести ракеты ASMP и/или ASMP plus.

Для самолетов стратегических сил Франции ведется разработка и новых типов боеприпасов, которые могут оснащаться и обычными боезарядами. Так, первые боеприпасы, нечувствительные к ударным воздействиям и поэтому способные выдержать аварийные ситуации и преднамеренные агрессивные действия, направленные против них (insensitive munitions - IM), предназначенные для вооруженных сил Франции, должны были начать поступать в ВМС страны, начиная с ноября 1999 г., с тем чтобы находиться в боевой эксплуатации на борту атомного авианосца “Шарль де Голль”, который планировалось ввести в состав действующего флота в конце 2000 г.

Эти боеприпасы, разработанные многонациональной компанией Matra BАe Dynamics и французским “Национальным обществом порохов и взрывчатых веществ” (Societe Nationale des Poudres et Explosifs - SNPE), находящимся в собственности государства, представляют собой 125-килограммовые проникающие в грунт бомбы нового поколения, получившие наименование CВEMS (Corps Bombe a Effets Multiples Securisе), что означает “корпусная многоцелевая нечувствительная бомба”. Франция заказала 1000 единиц 125-килограммовых бомб и 1000 единиц 250-килограммовых бомб CBEMS в соответствии с контрактом на сумму 300 млн французских франков (48 млн дол. США), заключенным в 1997 г. Поставки 250-килограммовых бомб планировалось начать во второй половине 2000 г.

Компания Matra BАe Dynamics, главный подрядчик по этому проекту, разделила стоимость заказа с объединением SNPE. По состоянию на октябрь 1999 г. эти две организации вели переговоры с ВВС Франции о поставках “нечувствительных” бомб и боеголовок ракет. Представитель компании Matra BАe Dynamics заявил, что предварительные переговоры по поводу “нечувствительных” боеприпасов начались и с министерством обороны Великобритании.

На разработку боеприпасов CBEMS потребовалось два года. Как заявил один из французских экспертов по “нечувствительным” боеприпасам, “была поставлена цель спроектировать новое поколение бомб с улучшенными тактико-техническими характеристиками, особенно с точки зрения их способности проникать внутрь и разрушать сильноукрепленные цели и цели средней степени укрепленности. В то же время эти боеприпасы должны быть нечувствительными к ударным воздействиям”.

Боеприпасы CBEMS, предназначенные для замены бомб Мк 81 и Мк 82, первоначально будут устанавливаться на истребители Super Etendard, которые должны будут составлять основу авиационной группировки авианосца “Шарль де Голль” до тех пор, пока не начнут поступать на вооружение, начиная с 2001 г., новые самолеты Rafale M.