Ядерные ракеты М 45 ВМС Франции

В мае 1999 г., как сообщило министерство обороны Франции, с подводной лодки “Темерер” успешно произведен запуск ядерной ракеты М 45 из подводного положения во время испытаний, проводившихся вблизи берегов Бретани. Согласно этому сообщению, данный запуск “ознаменовал собой принятие системы вооружения лодки в боевую эксплуатацию”.

По предположениям западных экспертов, незнакомых со всеми деталями проведенного испытания, оснащенная боеголовками с имитаторами ядерных зарядов ракета М 45, использованная в ходе испытания, была запущена на максимальную дальность, составляющую около 6 000 км. При проведении испытаний баллистических ракет ВМС вблизи атлантического побережья Франции ракеты обычно направляются в акватории, расположенные вблизи островов Гваделупа или Мартиника во Французской Вест-Индии.

Это предположение сделано на основе высказывания одного из высокопоставленных офицеров министерства обороны, который заявил репортерам открытых изданий: “Испытание носителя ракет было использовано и с целью проверки траектории полета самой ракеты, а также измерения ряда других параметров. Поскольку для того, чтобы результаты испытаний были достаточно достоверными, ракета М 45 должна нести максимальный груз топлива, то было бы бессмысленно прерывать ее полет досрочно”.

В рамках разработок, связанных с программой “Триумфант”, французская организация по созданию вооружений - Delegation Generale pour l’Аrmement - сообщила, что она произвела успешное испытание двигательной системы первой ступени ядерной ракеты М 51, которая должна начать поступать на замену находящихся на борту подлодок ракет М 45.


Еще в 1989 г. число самолетов Mirage 2000N, выделенных для выполнения боевых задач с применением ядерного оружия и входящих в состав стратегических воздушных сил Франции, было сокращено с 75 самолетов в пяти эскадрильях до 45 в трех эскадрильях. 11 сентября 1991 г. бывший тогда президентом Ф. Миттеран объявил, что по состоянию на 1 сентября того года бомбы AN 52, которыми в свое время вооружались самолеты Mirage IIIE, Jaguar A и Super Etendard, были сняты с боевой эксплуатации.

С того момента Франция более не имела свободнопадающих бомб, а в 1988 г. были уже развернуты сверхзвуковые ракеты “воздух-земля” средней дальности (Air-Sol Moyenne Portee - ASMP), с дальностью полета от 80 до 300 км. В настоящее время у Франции имеется всего 45 ракет ASMP, находящихся на вооружении двух эскадрилий самолетов Mirage 2000N, дислоцированных на объекте Люксойл (Luxeuil), и одной эскадрильи на объекте Истр (Istres).

Этим трем эскадрильям самолетов Mirage 2000N ныне предписано выполнение “стратегической” задачи в дополнение к их “субстратегической” роли. Четвертая эскадрилья самолетов Mirage 2000N, находящаяся в Нанси (Nancy) и ныне оснащенная обычным оружием, как запланировано, будет заменена самолетами Mirage 2000D.

Эти самолеты, возможно, будут модифицированы так, чтобы они могли нести ракеты ASMP, и их распределят по трем эскадрильям самолетов Mirage 2000N, находящимся на объектах Люксойл и Истр, наряду с 18 ракетами ASMP, которые в свое время были развернуты на самолетах Mirage IVP. В своей речи в феврале 1996 г. Ж. Ширак заявил, что Франция разработает ракеты ASMP большей дальности, иногда называемые ASMP plus (с увеличенной дальностью полета до 1300 км), которые поступят на вооружение примерно через десятилетие.