Ядерная доктрина Франции и основные направления реформы ее стратегических сил. Часть III.

Французская “Белая книга по обороне” также вполне определенно говорит о потенциальной европейской роли французских и британских ядерных сил. Книга помещает французскую оборонную политику “в рамки новых представлений о “совместной обороне” в будущем, подтвержденных в Договоре о создании Европейского союза”.

Более того, в книге утверждается, что “этот выбор стал необходимым вследствие экономических и стратегических причин..., поступательный ход этого строительства ведет к подтверждению общности политических устремлений, которая будет неполной, если она не будет выражена в сфере обороны наряду с другими сферами”.

В течение 1995 г. официальные лица начали новые дебаты о европейском вкладе в ядерное сдерживание в Европе. В ходе дебатов наблюдалось стремление избегать идей о том, что Франция могла бы предоставить “ядерный зонтик”, альтернативный ядерному оборонительному плану НАТО, или же каким-либо образом делать выбор по всем стратегическим вопросам, консультируясь, однако, с союзниками непосредственно перед моментом предполагаемого применения своих сил. Эти идеи были признаны нереалистичными. При создании общеевропейских сил необходимо найти такие формы сотрудничества, которые не нарушали бы Договор о нераспространении ядерного оружия. Все эти соображения привели к тому, что в январе 1995 г. бывший в то время премьер-министром Франции А. Жюпе предложил концепцию “согласованного сдерживания” (Concerted Deterrence).

Эта концепция “европейского сдерживания” построена на возможности проведения общей европейской политики в случае, если США выведут свои ядерные силы из Европы. При этом жизненные интересы Франции, Великобритании и других членов Европейского союза настолько переплетутся, что политика сдерживания, проводимая двумя упомянутыми ядерными державами, должна быть расширена с тем, чтобы охватить их соседей без каких-либо официальных заявлений или участия других европейских государств. Согласно другому предложению, возможно, будет сделано официальное заявление о том, что расширенное сдерживание охватит некоторых или всех европейских партнеров Франции и Великобритании и что желающие смогут участвовать в отдельных ядерных программах, при этом Франция и Великобритания сохранят право действовать самостоятельно.

По мнению французских аналитиков, “согласованное сдерживание” является шагом вперед по сравнению с “отеческой опекой” (“патернализмом”), лежащей в основе расширенного сдерживания, при котором Франция просто гарантировала бы безопасность, например, Германии. Впервые идея “согласованного сдерживания” была представлена на публичное обсуждение в январе 1995 г. По мнению авторов концепции, окончание “холодной войны” устранило источники напряженности в отношениях между европейцами, особенно в вопросах, связанных с тактическими ядерными вооружениями. Поэтому, как считают авторы концепции, европейский консенсус может и должен быть сохранен на основе новой доктрины “согласованного сдерживания”.

По мнению А. Жюпе, “согласованное сдерживание” должно привести к тому, что Великобритания и Франция будут действовать совместно с такими странами, как Германия или Испания, с целью построения модели сдерживания в интересах Европейского союза. Ядерные вооружения должны будут оставаться под национальным контролем, но доктрины их использования должны стать европейскими. Определение “жизненных интересов” также станет европейским делом.

В последние годы прошедшего десятилетия дебаты о будущем европейского сдерживания возобновились, хотя они и продолжают носить противоречивый характер. Некоторые влиятельные фигуры на европейской сцене, такие как бывший премьер-министр Бельгии Л. Тиндеманс, решительно высказались в поддержку “согласованного сдерживания”. Несмотря на это, ни один парламент или парламентская ассамблея официально пока не поддержали эту концепцию. Германское правительство продолжает настаивать на том, что этот диалог следует проводить в рамках НАТО с тем, чтобы в нем стало возможным участие Великобритании.

По мнению немецких аналитиков, любому продвижению вперед на пути выработки “согласованного сдерживания” будет препятствовать настойчивое стремление Франции оставаться вне рамок НАТО, в то время как Германия желает, чтобы любой вариант политики в отношении ядерных вооружений подвергался бы координации через структуры НАТО, причем с санкции США, а не одних только европейских стран, действующих через посредство Западноевропейского союза.