Ядерная доктрина Франции и основные направления реформы ее стратегических сил. Часть I.

Начиная с 1970-х годов, большинство положений ядерной доктрины Франции, по мнению западных аналитиков, остается практически неизменным. В настоящее время, когда в коалиционное правительство, возглавляемое социалистами, входят и коммунисты, и “зеленые”, ядерные вооружения по-прежнему продолжают играть центральную роль в оборонной политике Франции, а среди французских военно-политических стратегов сохраняется единство взглядов на ядерную доктрину страны даже в том ее виде, какой она остается после окончания “холодной войны”.

Основной тезис политики “сдерживания” французской ядерной доктрины выражен следующим образом: “слабый сдерживает сильного” ( “du faible au fort”). Смысл этого выражения состоит в том, чтобы иметь возможность нанести достаточный ущерб любому потенциальному агрессору - а при большинстве практических расчетов под ним подразумевался бывший Советский Союз - с тем, чтобы он осознавал, что удар по Франции не принесет ему ожидаемых выгод.

В начале 1990-х годов война в Персидском заливе выдвинула на первый план необходимость сдерживать потенциальные ядерные угрозы со стороны стран третьего мира - “распространителей” ядерных вооружений. Это обстоятельство привело к активному обсуждению нового тезиса концепции “сдерживания” - “слабый сдерживает безумного” (“du faible au fou”). За этой игрой слов скрывались серьезные дебаты, на ход которых непосредственное влияние оказывали проходившие в США поиски путей борьбы с распространением ядерных вооружений и возможным использованием атомного оружия в третьем мире. Многие французские политические деятели, военные и эксперты из научных кругов выступали за переход к вышеупомянутой концепции сдерживания.

Однако бывший тогда президентом Ф. Миттеран отказался принять их аргументы, и в опубликованной в 1994 г. “Белой книге по обороне” была подтверждена приверженность традиционным положениям ядерной доктрины. Западные аналитики считают необходимым отметить, что в “Белой книге” в то же время было вписано положение о происшедших в международных отношениях коренных изменениях, и что впервые в истории Франция не стояла “перед лицом непосредственной военной угрозы вблизи своих границ”.

Признавая, таким образом, необходимость переоценки стратегической ситуации, французские специалисты приводили следующую оценку возможной военной угрозы:

- несмотря на то, что глобальная советская угроза исчезла, в европейском масштабе Россия будет оставаться сильной военной державой, которую Франция должна учитывать именно в таком качестве в своих стратегических оценках; более того, локальные или региональные кризисы, способные вылиться в войны с применением обычных вооружений, могут поставить континент перед необходимостью перехода к новому состоянию равновесия сил; в более широком смысле, главная угроза для безопасности заключается ныне в региональных конфликтах, которые могут потребовать поиска новых путей достижения международной стабильности;

- уровень военной оснащенности ряда региональных держав возрастет не только в сфере обычных вооружений, но и в сфере оружия массового уничтожения, включая ядерное.

Исходя из оценок будущих угроз, французские специалисты делают вывод о нарастающей роли ядерного сдерживания в политике обеспечения безопасности страны. Как следует из текста положений “Белой книги”, будущее политики сдерживания лежит в основе переосмысления стратегии Франции в период после “холодной войны”, а независимость действий в любых обстоятельствах связывается прежде всего с наличием у страны ядерных вооружений: “Обладание независимыми ядерными вооружениями, признаваемое необходимым для отражения факторов стратегического риска, которые могут появиться в предстоящие годы, будет оставаться существенно важным для Франции средством обеспечивать себе поле свободы действий, необходимое для защиты ее интересов. Национальная независимость в рамках будущей европейской независимости, несомненно, будет неразрывно связана с обладанием подобными вооружениями”.

И хотя в “Белой книге” признается, что роль обычных вооруженных сил будет в будущем гораздо большей, роль ядерных вооружений выражена в традиционных для Франции формулировках. Французские ядерные силы, как утверждается, должны быть способны как производить удар, наносящий “неприемлемый ущерб”, так и наносить ограниченный удар по военным объектам, который служил бы последним предупреждением потенциальному агрессору. Более того, чтобы вызвать уверенность в своей боеспособности, эти силы должны быть смешанными и гибкими, а с технической точки зрения они должны не отставать в своем развитии от любого потенциального противника.