Итоги модернизации стратегических сил морского базирования и оценка западными специалистами состояния их боеготовности. Часть II.

Все баллистические ракеты “Трайдент2”, используемые британскими ВМС, не только изготовлены в США, но и проходят на американских военных предприятиях полное техническое обслуживание. Иначе обстоит дело с ядерными боеголовками для этих ракет. Атомный оружейный комплекс Великобритании так же, как и в случае с БРПЛ “Поларис”, самостоятельно изготавливает, испытывает и проводит техническое обслуживание ядерных боеголовок для английских БРПЛ “Трайдент 2”.

Конструкция этих боеголовок, включая физические параметры самих ядерных боезарядов, в значительной степени основана на конструкции американских боеголовок W-76, используемых в БРПЛ “Трайдент 2”, имеющих мощность заряда около 100 кт. Необходимо отметить тот факт, что конструкция разделяющейся головной части ракет “Трайдент 2” позволяет оснастить их значительно большим числом боеголовок, чем это предусматривается правительственными планами. Так, например, первая модификация разделяющихся головных частей этих ракет обеспечивала размещение на одной платформе не менее восьми боеголовок, а последующие (при внесении некоторых изменений в конструкцию самих боезарядов) - до двенадцати единиц.

В “Обзоре состояния стратегической обороны” правительство Великобритании объявило, что оно будет поддерживать в боеспособном состоянии менее 200 ядерных боеголовок, готовых к боевому применению, что представляет собой сокращение на одну треть по сравнению с планами предыдущего консервативного правительства. Согласно основным положениям “Обзора”, атомная подводная лодка нового поколения будет нести только 48 ядерных боеголовок (то есть каждая БРПЛ будет оснащена не более, чем тремя ядерными зарядами), что является значительным сокращением по сравнению с политикой предыдущего правительства, установившего максимальный потолок для каждой подводной лодки в 96 единиц, в то время как нормальная загрузка боеголовок на подводных лодках до 1998 г. составляла 60 единиц. Уже после опубликования “Обзора” британским правительством дополнительно было принято решение о снятии до конца 1998 г. с каждой из трех находившихся в то время в боевой эксплуатации атомных подводных лодок двенадцати ядерных боеголовок во время их очередного запланированного захода в порт объекта по установке боеголовок в Кулпорте (Coulport).

Оценку количества ядерных боезарядов, которое будет в составе будущего британского арсенала, западные специалисты делают на основании предположения, что Великобритания изготовит боеголовки в количестве, достаточном только для трех лодочных комплектов ракет (как это имело место и в отношении предшествующего поколения лодок). Из упомянутого числа в 200 боеголовок, “готовых к применению в боевых условиях”, будут исключены “ракетные боеголовки, сохраняемые как необходимый запас для проведения работ или же для целей технического наблюдения за их состоянием”. Если бы все четыре лодки несли полную боевую нагрузку (при этом разделяющаяся головная часть каждой из ракет оснащалась бы тремя боеголовками индивидуального наведения), то в сумме это составило бы 192 боеголовки.

Правительство Великобритании также заявляло, что, как правило, на боевом патрулировании будет находиться только одна ПЛАРБ, а три другие - в различных состояниях боеготовности. Дополнительным соображением является “субстратегическая” боевая задача. Один из чиновников британского министерства обороны описал субстратегический удар как “ограниченное и высокоизбирательное использование ядерных вооружений таким образом, который совершенно очевидно не достигал бы масштабов стратегического удара, но имел бы достаточный уровень силового воздействия, чтобы убедить агрессора, который уже ошибся в расчетах нашей решимости и напал на нас, в том, что он должен прекратить свою агрессию и отойти на исходные позиции или же оказаться перед перспективой получения сокрушительного стратегического удара”.

По сведениям из “Белой книги” министерства обороны Великобритании за 1996 г., выполнение такой “субстратегической” боевой задачи началось с вступлением в строй лодки “Викториос” и “стало осуществляться в полную силу со времени поступления на боевую службу лодки “Виджилент”.